Статистика демонстрирует, что в последние два года объем петербургского рынка платных медицинских услуг растет быстрее рынка добровольного медицинского страхования. Отставание ДМС объясняется целым рядом причин, но более существенным представляется то, что медицинский и страховой рынки исчерпали потенциал своего взаимодействия.
Основным сдерживающим фактором развития ДМС является дефицит качественных медицинских услуг
Статистика демонстрирует, что в последние два года объем петербургского рынка платных медицинских услуг растет быстрее рынка добровольного медицинского страхования (ДМС). Отставание последнего объясняется целым рядом причин. Рынок медицинских услуг является остродефицитным, а рынок ДМС - высококонкурентным. Соответственно, рост цен на медицинское обслуживание опережает рост цен по ДМС. Кроме того, платная медицина постепенно выходит из "тени", что также добавляет определенный процент к официальной цифре роста рынка этих услуг. Однако более существенным представляется то, что в нынешнем виде медицинский и страховой рынки, похоже, исчерпали потенциал своего взаимодействия. За счет цены Отечественная система ДМС ориентирована на работу с корпоративными клиентами: с юридическими лицами работать и проще, и дешевле, чем с физическими. Сегодня более 90% полисов (а в некоторых компаниях - до 98%) приобретаются руководителями крупных предприятий для своих сотрудников. Однако количество крупных корпораций в Петербурге не безгранично, а потому страховой рынок рано или поздно должен был прийти (и пришел) к самой бесперспективной - ценовой конкуренции. Но ресурс для ценового маневрирования весьма ограничен. Ценовые уступки за счет собственной маржи не могут быть бесконечными: по словам генерального директора компании "Капитал-Полис" Алексея Кузнецова, страховая компания работает рентабельно в том случае, если выплаты не превышают 70% совокупных страховых премий. Стремясь к минимизации расходов, страховые компании неизбежно начинают снижать качество своего продукта, уменьшая количество включенных в программу услуг и выбирая самые недорогие лечебные учреждения. Но этот путь "совершенствования" страхового продукта не имеет перспективы. Качество оказываемых на этом рынке услуг является определяющим конкурентным преимуществом по отношению к существующей системе обязательного медицинского страхования. Не стыкуется Проблема дефицита качественного предложения на рынке медицинских услуг является ключевой для развития ДМС. Медицинский рынок Санкт-Петербурга развит крайне неравномерно. Единственным сектором рынка медицинских услуг, где можно говорить о реальной конкуренции и где страховые компании более или менее удовлетворены качеством предлагаемых услуг, является стоматология (соответствующих клиник в городе несколько сотен), а также частная "Скорая помощь". "Мы, как клиника, вторичны на рынке ДМС, а потому, при количественном и качественном развитии страховых продуктов, адаптируемся к новым условиям", - обозначила свою позицию Валентина Несватова, директор стоматологической клиники " Вероника". Гораздо сложнее выстраиваются отношения страховых компаний с лечебными учреждениями широкого профиля. Эта часть рынка до сих пор остается несформированной, конкуренция наметилась лишь в ее верхнеценовом сегменте после недавнего открытия элитных клиник "Скандинавия", MEDEM, создания поликлиники MEDИ. Лидеры страхового рынка немедленно отреагировали на насыщение элитного сегмента созданием новых страховых программ. Однако, по их признанию, полисы уровня "элит" рассчитаны на единичные продажи "лично руководителям предприятий, которые страхуют коллективы по обычным программам". Несмотря на высокую стоимость страхового продукта (свыше 2 тыс. долларов), он не особо интересен для страховых компаний: слишком велика сумма возмещения (около 10 тыс. долларов), ограничено их число, а потому высок риск убытков. При продаже полисов, ориентированных на массовый сегмент рынка, тарифы большинства частных клиник воспринимаются страховщиками как "чрезмерно высокие". Основная часть "стандартных" страховых программ рассчитана в основном на получение услуг в хозрасчетных отделениях ведомственных и городских лечебных учреждений. Доля услуг пациентам с полисами ДМС в некоторых из них до сих пор составляет 50% от общего объема платной помощи. Поскольку количество медучреждений с умеренными ценами ограничено, их руководство строит диалог со страховыми компаниями в довольно жесткой манере: либо вовсе не предусмотрены скидки по тарифам, либо расценки при безналичном расчете оказываются несколько выше базовых. Однако основной проблемой является не ценовой диктат государственных и ведомственных медучреждений, а низкий уровень сервиса. "Государственные медицинские учреждения, хотя и смогли закупить хорошее оборудование, провести ремонт платных отделений, изменить мотивацию врачей, медицинских сестер, организовать хорошее сервисное обслуживание еще долго не смогут. Пациент, заплатив за полис ДМС, требует иного, чем в госучреждении, отношения. А страховая компания из-за небольшой стоимости страховки может направить его только в государственное ЛПУ", - рассуждает Сергей Ануфриев, заместитель генерального директора клиники "Скандинавия". Страховые компании оказываются в своеобразных тисках. Медицинский рынок может им предложить либо прекрасный сервис по цене, слишком высокой для застрахованных и невыгодной для самих компаний, либо умеренные цены и уровень сервиса, раздражающий клиентов. Попытка спасения "Постепенно для страховых компаний стал очевиден тот факт, что этап ценовой конкуренции уже пройден. Нижний ценовой предел достигнут, и для выживания необходимо задействовать другие инструменты. Одним из таких инструментов стало открытие собственных медицинских центров", - говорит Дмитрий Филатов, старший партнер агентства BusinessVision. В 2002-2003 годах страховые компании попытались восполнить образовавшуюся на рынке брешь: ряд из них либо открыли собственные медицинские центры для своих клиентов ("Медэкспресс", "Капитал-Полис", "Росно"), либо приняли долевое участие в строительстве крупных клиник (речь идет о компании "РЕСО-Гарантия" и клинике "Скандинавия"). Сами представители страхового рынка расценивают этот шаг как вынужденный, противоречащий мировому тренду распространения аутсорсинга: освоение нового, хотя и смежного, рынка отвлекает силы от основного вида деятельности. "Нам было бы удобнее работать по договору с лечебными учреждениями, при условии что они будут предоставлять качественные услуги по разумной цене", - поясняет Алексей Кузнецов. Сейчас уже можно констатировать, что одна из поставленных перед центрами задач - экономия на издержках - невыполнима. Собственный центр, равно как и стационар (пока единственный в городе - у компании "Капитал-Полис" на арендованных у ЦМСЧ-122 площадях), - удовольствие дорогостоящее, требующее значительных вложений. На первый план, соответственно, выдвигается другая задача - использование медицинских центров в качестве сильных маркетинговых инструментов. Таким образом, попытки страховых компаний создать конкурентную среду и ослабить диктат многопрофильных клиник пока не приводят к успеху. "Наш центр, и в первую очередь уникальное оборудование, стоит сегодня 45 млн долларов. Кому по карману такие вложения?" - сказали корреспонденту журнала в медицинском центре "Адмиралтейские верфи". Как говорит директор медицинского центра "XXI век" Анна Соколова, медицинским учреждениям страховых компаний невозможно конкурировать со специализированными. "У нас совершенно разные задачи, - отмечает она, - медицинские центры страховых компаний - скорее операционная система для координации лечения пациентов". Скепсис руководителей медицинских учреждений основан на том, что центры страховых компаний в большинстве своем пока могут обеспечить лишь первичный осмотр, наблюдение терапевта и не требующие высоких вложений обследования (лабораторные анализы, УЗИ, рентген). В более сложных случаях страховые компании будут вынуждены направлять своих пациентов в те же многопрофильные клиники, что и раньше. Ситуация вряд ли изменится в ближайшие годы: любые существенные инвестиции в техническое оснащение неминуемо приведут к тому, что центры страховых компаний утратят свой основной смысл (предоставление сервисных услуг по разумным расценкам и с приемлемым качеством). Скорее всего, они будут существовать в нынешнем (нешироком) виде до тех пор, пока рынок медицинских услуг наконец не сформируется полностью. "По мере совершенствования частных медицинских учреждений в Петербурге собственные медицинские службы при страховых компаниях либо станут самостоятельными рыночными компаниями, либо будут ликвидированы", - прогнозирует Сергей Ануфриев. Елена ДЕНИСЕНКО
Вся пресса за 6 апреля 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 июня 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 25 июня 2025 г.
В какие страны россияне чаще всего оформляют страховку? Топ-5 направлений

|
|
Газета.Ru, 25 июня 2025 г.
Россиянам объяснили, кому имеет смысл покупать полис ДМС

|
|
Национальное аграрное агентство, 25 июня 2025 г.
За 5 месяцев агростраховщики перечислили аграриям рекордные выплаты

|
|
Газета.Ru, 25 июня 2025 г.
Вандалы стали чаще портить автомобили в России

|
|
Автоновости дня, 25 июня 2025 г.
Нашествие хулиганов: россиянам начали чаще портить автомобили

|
|
Алтапресс.ru, 25 июня 2025 г.
В Алтайском крае будут судить банду автоподставщиков

|
|
ГТРК Воронеж, 25 июня 2025 г.
Камеры в Воронеже начнут охоту за таксистами без страховки

|
|
Autonews.ru, 25 июня 2025 г.
Выплаты по европротоколу повысят. Путин подписал закон

|
|
orenday.ru, Оренбург, 25 июня 2025 г.
50 000 рублей выплатит автосервис оренбуржцу

|
|
Transsibinfo.com, 25 июня 2025 г.
Как штрафы за отсутствие страховки изменят поведение водителей в Хабаровске

|
|
Известия, 25 июня 2025 г.
Дорожное нашествие

|
|
Известия, 25 июня 2025 г.
Без другого теста

|
|
Коммерсантъ, приложение, 25 июня 2025 г.
Беременность со страховкой

|
|
Российская газета, 25 июня 2025 г.
Страховщики и аграрии нашли компромисс в подходах к оценке ущерба

|
|
Медвестник, 25 июня 2025 г.
ФОМС разработал правила мониторинга страховых медорганизаций

|
24 июня 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 24 июня 2025 г.
ФФОМС предложил 12 критериев для мониторинга качества работы СМО

|
|
Российская газета онлайн, 24 июня 2025 г.
Путин утвердил новый размер выплат по Европротоколу при разногласиях

|
 Остальные материалы за 24 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|